О шрифте: Простые принципы хорошей типографики

О шрифте — простые принципы хорошей типографики

Дизайн

«О шрифте»: простые принципы хорошей типографики

Грамотный текст – это не только отсутствие ошибок. Это и правильно выбранный шрифт, который приятно читать, который визуально гармонирует с текстом. Ведь чтение должно быть не только познавательным, но и наслаждением для глаз, не так ли?

Казалось бы, что сложного – выбрать шрифт? Но не все так просто. Его нужно не просто выбрать, а подобрать, учесть все особенности: размеры, интервалы, цвет. Да, и это далеко не все.

Помните, что шрифты имеют свой уникальный характер, который можно использовать вам на пользу. Например, одни подходят для заголовков, другие для текста, есть универсальные. Подбирать надо индивидуально, исходя из содержания и целей публикации.

Однако есть и общие правила, которые применимы ко всем шрифтам. Именно о них мы поговорим в данной статье. Как говорится, знание – сила, особенно, если речь идет о грамотном тексте.

Иерархия текста

Содержание публикации должно быть организованно таким образом, чтобы читателю было легко найти нужную информацию и понять общую структуру.

Заголовки

Размещайте главную информацию в заголовках.

Выделяйте заголовки

Делайте заголовки крупнее, жирнее и заметнее.

Подзаголовки

Используйте подзаголовки для разделения на части и выделения второстепенной информации.

Создавайте иерархию

Четко разделяйте уровни заголовков, не перепрыгивая их, чтобы читатель мог определить структуру документа.

Основной текст

Основной текст должен иметь равномерный размер шрифта, чтобы обеспечить легкую читаемость.

Правильный выбор шрифта

Рассмотрите цель своего проекта и аудиторию.

Обратите внимание на читаемость.

Подумайте об эмоциональном воздействии.

Учитывайте стиль и тон.

Размер играет важную роль в создании иерархии и привлечения внимания к ключевым элементам. Используйте таблицу ниже для выбора подходящего размера шрифта в зависимости от назначения текста:

Назначение текста Размер шрифта (в пикселях)
Заголовки 45-72
Подзаголовки 24-40
Основной текст 16-20
Подписи к изображениям 12-14

Контраст и разборчивость

Контраст и разборчивость

Грамотно расставленный акцент – основа приятной глазу компоновки. Это относится и к текстам.

Выделяйте важные фрагменты. Делайте это неброско, без кричащих оттенков и огромных размеров. Нагромождение больших букв и вульгарных цветов утомляет читателя.

Виды контраста

Их немало: между большими и маленькими буквами, шрифтами, цветами, жирным и обычным начертанием. Не использовать контраст вообще – существенная ошибка.

Но не забывайте и о чувстве меры. С избытком средств выделения текст становится тяжелым для восприятия. Как в пестрой толпе людей трудно найти знакомого, так и среди обилия жирных, больших и цветных букв сложно выделить нужное.

Таблица контраста

Размер Жирность Цвет
Крупный Жирный Контрастный
Средний Полужирный Оттененный
Маленький Нормальный Нейтральный

Отрицательное пространство

Промежутки между буквами и словами, поля вокруг текстовых блоков — тоже участвуют в формировании композиции дизайна. Это так называемое отрицательное пространство.

Оно должно быть не просто пустым местом, а частью гармоничного целого.

Не старайтесь заполнить текстом всю страницу. Отрицательное пространство улучшает читабельность, создает акценты и делает композицию более изящной.

Правильно подобранное отрицательное пространство может сосредоточить внимание читателя на важных элементах и облегчить восприятие. Оно создает контраст и помогает структурировать текст.

Оптимальное использование отрицательного пространства — это искусство найти баланс между заполненностью и пустотой, между насыщенностью и лаконичностью.

Выравнивание текста

Выравнивание текста

Гармоничное расположение слов и строк на странице создаёт визуальную эстетику и улучшает читабельность текста.

Существует несколько распространенных способов выравнивания текста, каждый из которых решает определенные задачи.

По левому краю удобен для длинных текстов, так как образует ровную левую границу, облегчая чтение строка за строкой.

По правому краю, напротив, создаёт ровный край справа, но может осложнять чтение из-за рваной левой границы.

Межбуквенный интервал

Отрегулировав расстояние между буквами, вы можете сделать написание более ясным и удобочитаемым.

Уменьшение межбуквенного интервала может создать более плотное и узкое написание, что может улучшить контраст и яркость.

Увеличение межбуквенного интервала создает более редкое и просторное написание, что может повысить читаемость и ясность.

Обычно идеальным межбуквенным интервалом считается умеренное расстояние, которое обеспечивает баланс между удобочитаемостью и внешним видом текста.

Оптимальный межбуквенный интервал может различаться в зависимости от выбранного шрифта и конкретного текста, поэтому экспериментируйте, чтобы найти наилучшее расстояние для конкретного проекта.

Межстрочный интервал

Его задача – дать глазу время приспособиться, чтобы он мог легко перейти к следующей строке, не сбиваясь с ритма.

Если интервал слишком маленький, строки будут накладываться друг на друга, затрудняя чтение.

А если он слишком большой, текст будет выглядеть рыхлым и разрозненным, теряя свою целостность и выразительность.

Оптимальный межстрочный интервал обычно составляет от 120 до 150% от размера шрифта. Но он может варьироваться в зависимости от размера и стиля шрифта, формата текста и других факторов.

Размер шрифта

Выбор правильного размера шрифта — важнейший аспект в достижении читаемости и удобства текста.

Что нужно учитывать?

При определении размера шрифта учитывайте:

  • Предназначение текста
  • Размер экрана или страницы
  • Целевую аудиторию

Оптимальный размер шрифта для онлайн-чтения обычно составляет 16-18 пикселей. Для печати рекомендуется использовать более крупные размеры — от 12 до 14 пунктов.

Для заголовков или выделения важных элементов используйте шрифт большего размера, но не переусердствуйте, чтобы не затруднить читаемость.

Цвет и фон

Подбор цветовой гаммы и фона дополняет выразительность текста, выделяя его или делая менее заметным. Оттенок и контраст создают гармонию или дисбаланс композиции. Задний план может служить как чистым листом, так и носителем дополнительной информации.

Подбор цвета зависит от цели и аудитории. Тёмный текст на светлом фоне – классическое сочетание для комфортного чтения. Яркие цвета привлекают внимание, но могут быть утомительны для глаз. Контраст оттенков должен быть достаточным, чтобы текст оставался разборчивым.

Фон выступает нейтральной плоскостью или активным элементом. Градиенты, текстуры и изображения могут придать композиции глубину и настроение. Важно, чтобы фон не отвлекал внимания от текста, а гармонично дополнял его.

Текстовое исполнение

Визуальное воплощение текста не ограничивается печатным словом. В цифровом мире тексты также играют важную роль.

В обоих контекстах основополагающие принципы типографики остаются неизменными. Разборчивость, удобочитаемость и наглядность — вот ключевые критерии создания эффективных текстовых материалов.

Однако различия между цифровыми и печатными носителями требуют адаптации типографских приемов.

На экране разрешение ниже, что влияет на восприятие деталей.

В печатных изданиях контраст между текстом и фоном выше.

Поэтому при проектировании материалов для цифровых и печатных носителей важно учитывать специфику каждого из них, чтобы текст доносил свое сообщение максимально эффективно.

Вопрос-ответ:

Видео:

Типографика прошлого: что изменилось | Дмитрий Черногаев | Prosmotr

Оцените статью
Обучение